понедельник, 1 июля 2019 г.

Роль декоративно-прикладного искусства в процессе воспитания и развития гармонично развитой личности ребёнка-дошкольника


         Совершенно очевидно, что наше общество претерпевает сложный период. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития общества происходит вытеснение духовно-нравственных ценностей материальными благами, обесцениваются нравственные ориентиры, снижается культура общения. Поэтому задача педагогов и родителей -уделить как можно больше внимания воспитанию и развитию подрастающего поколения, обогатить их духовно.
         Известно, что дошкольный период является важным этапом становления личности ребёнка. Именно в этот период закладываются основы формирования духовно-нравственной и эстетической культуры, происходит приобщение детей к народному искусству, традициям русского народа.
        Одной из главных задач дошкольных организаций является повышение качества образования детей посредством всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка, формирования истоков базовой культуры личности, привития любви к своей Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.  Большая роль при этом отводится искусству, так как оно благотворно влияет на развитие изобразительного детского творчества, а также на духовное богатство.

         Прививать  духовные ценности детям в период дошкольного детства можно посредством ознакомления их с декоративно-прикладным искусством, которое, несомненно, является  частью нашей национальной культуры. 
О роли декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей писали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Е.М. Торшилова, А.П. Усова, А.А. Грибовская и др. Они отмечали, что декоративно-прикладное искусство способно пробуждать у детей яркие, образные представления о Родине, её культуре, содействует воспитанию чувства прекрасного, развитию творческих способностей детей.
Е.А. Флерина одна из первых высказала мнение, что для развития детского творчества надо приобщать детей к изобразительному искусству, полагая, что в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности.
Педагоги должны понимать, что надо решать не только эти задачи, но и стараться вовлечь детей в творческий процесс, чтобы они проявляли активное участие в создании работ по декоративно-прикладному искусству, радовались своим результатам.
Согласно ФГОС ДО одним из направлений развития детей, которое входит в содержание  образовательной  программы дошкольного образования, является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Начиная уже со второй младшей группы, в программу по изобразительной деятельности включены раздел по приобщению детей к изобразительному искусству: ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с глиняными игрушками (дымковской, карагапольской, филимоновской и тверской), игрушками из дерева (семёновской, полхов-майданской, загорской матрёшками).
Начиная со средней группы, дети получают представления об игрушках из дерева (вологодской, богородской), знакомятся с городецкой и жостовской росписью.
 В старшем дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с хохломской росписью, игрушками из разных видов материалов: щепа, солома, папье-маше, береста, Гжельской и Псковской керамической посудой.
С целью восприятия детьми образа изделия декоративно-прикладного искусства сначала следует рассмотреть народную игрушку (можно использовать сказочных животных и птиц, предметы народного творчества, выполненные из глины и дерева). Во время рассматривания образца педагогам следует обращать внимание детей на элементы росписи, на яркость, нарядность, узорчатость  изделий.
Яркие впечатления производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету декоративные жостовские подносы, семёновская расписная матрёшка.
С целью расширения представлений о видах декоративно-прикладного искусства педагогам следует провести беседу о мастерах-умельцах, о способах изготовления изделий народного промысла, методах и приёмах нанесения росписи, материалах, необходимых для работы.
Для лучшего усвоения материала можно подготовить и использовать на занятии презентацию со слайдами, на которых представлены  яркие иллюстрации с изображением изделий народного промысла. У детей такие занятия вызывают неподдельный интерес, они с удовольствием рассматривают изделия, восхищаются красотой узоров и орнаментов, учатся чувствовать неповторимое сочетание красок природы, что, безусловно, очень ценно для развития эстетического восприятия.
Заинтересовать детей помогают организованные в группах  выставки предметов народного декоративно-прикладного искусства. Как вариант, можно создать мини-музей,  вследствие чего у детей появится возможность познакомиться с изделиями, игрушками, рассмотреть их, узнать о многообразии видов. К созданию музея по декоративно-прикладному искусству можно привлечь родителей воспитанников. Они помогут собрать коллекцию народных игрушек и организовать экскурсию в мини-музей.
После знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства и рассматривания образцов игрушек у детей возникает желание передать красоту предметов народного творчества посредством изодеятельности и  попробовать себя в роли мастеров: нанести орнамент на основу (можно использовать силуэты животных, образцы матрёшек) или слепить из глины или солёного теста игрушку, а затем  расписать её. Дети с удовольствием рисуют орнаменты, которые включают в себя цветы, ягоды, листья. Эти элементы  близки детям, так как во время прогулок они вместе с педагогом часто наблюдают за природными явлениями, объектами живой и неживой природы, отмечают многоцветие и многообразие форм, например, листьев, цветов растений, учат видеть в окружающей природе красоту, любоваться ею.
Во время занятий дети с большим удовольствием занимаются лепкой. Этот вид деятельности вызывает у них интерес ещё и потому, что, во-первых, дети используют в работе не пластилин, а  глину или солёное тесто, во-вторых, расписывают поделку, доводя её до совершенства, и, в-третьих, готовая работа получается объёмной, её можно использовать в игровой деятельности.
Важно подчеркнуть, что пластическая деятельность всесторонне развивает личность дошкольников, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей, применяя развивающие методы и формируя у них эстетические чувства. Поэтому каждый ребёнок должен и способен почувствовать на таких занятиях творческую радость и удовлетворение деятельностью.
В конце занятий по изобразительной деятельности педагогам следует организовать выставку детских работ, во время которой дети получат возможность рассмотреть поделки и рисунки сверстников, высказать своё мнение, поделиться впечатлениями, отметить достоинства и указывать на недостатки в работах, выразить своё отношение к творчеству.
Необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы дети имели возможность приобщения к декоративно-прикладному искусству не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности, например, в утреннее или  вечернее время. С этой целью в уголке ИЗО педагогам следует приготовить для детей материалы и оборудование: это могут быть технологические карты, образцы с элементами росписи с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами, силуэты дымковских барышень, животных,  заготовки на листах белой бумаги с изображением платьев, фартуков, подносов для нанесения орнаментов и декоративных узоров, баночки для воды, гуашь, краски, кисти разного размера, салфетки, палитры для смешивания красок и получения необходимых оттенков, клеёнки, дощечки для лепки, глина, стеки.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством у них происходит развитие эстетического восприятия, вкуса, дети приобщаются к народной культуре, знакомятся с творчеством художников, изучают орнаменты, учатся рисовать элементы и узоры на силуэтах барышень, животных, птиц и  изделиях ручной работы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста и, несомненно, является основой для формирования их духовного мира, эстетической культуры. Посредством ознакомления детей с народным искусством у них  развиваются творческие способности, эстетическое чувство, умение видеть прекрасное, отмечать красоту игрушек,  предметов декоративно-прикладного искусства, сделанных руками мастеров и художников. Дети учатся чтить народные традиции, гордиться мастерами-умельцами.

2 комментария:

  1. Затронута нужная и важная тема по нравственому воспитанию! Сама писала диссертацию на похожую тему "Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста путём приобщения к искусству"

    ОтветитьУдалить