Совершенно очевидно, что наше общество претерпевает сложный период. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития общества происходит вытеснение духовно-нравственных ценностей материальными благами, обесцениваются нравственные ориентиры, снижается культура общения. Поэтому задача педагогов и родителей -уделить как можно больше внимания воспитанию и развитию подрастающего поколения, обогатить их духовно.
Известно, что дошкольный период является важным этапом становления личности ребёнка. Именно в этот период закладываются основы формирования духовно-нравственной и эстетической культуры, происходит приобщение детей к народному искусству, традициям русского народа.
Одной из главных задач дошкольных организаций является повышение качества образования детей посредством всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка, формирования истоков базовой культуры личности, привития любви к своей Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию. Большая роль при этом отводится искусству, так как оно благотворно влияет на развитие изобразительного детского творчества, а также на духовное богатство.
Прививать духовные ценности детям в период дошкольного
детства можно посредством ознакомления их с декоративно-прикладным искусством,
которое, несомненно, является частью
нашей национальной культуры.
О
роли декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей писали
многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного
творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Е.М.
Торшилова, А.П. Усова, А.А. Грибовская и др. Они отмечали, что
декоративно-прикладное искусство способно пробуждать у детей яркие, образные
представления о Родине, её культуре, содействует воспитанию чувства
прекрасного, развитию творческих способностей детей.
Е.А.
Флерина одна из первых высказала мнение, что для развития детского творчества надо
приобщать детей к изобразительному искусству, полагая, что в процессе занятий по
ознакомлению с декоративно-прикладным искусством дети приобретают навыки и
умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Народное
декоративно-прикладное искусство способствует формированию художественного
вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей
к искусству, природе, окружающей действительности.
Педагоги
должны понимать, что надо решать не только эти задачи, но и стараться вовлечь
детей в творческий процесс, чтобы они проявляли активное участие в создании работ
по декоративно-прикладному искусству, радовались своим результатам.
Согласно
ФГОС ДО одним из направлений развития детей, которое входит в содержание образовательной программы дошкольного образования, является
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое
развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Начиная
уже со второй младшей группы, в программу по изобразительной деятельности
включены раздел по приобщению детей к изобразительному искусству: ознакомление с
видами декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с глиняными игрушками
(дымковской, карагапольской, филимоновской и тверской), игрушками из дерева
(семёновской, полхов-майданской, загорской матрёшками).
Начиная
со средней группы, дети получают представления об игрушках из дерева
(вологодской, богородской), знакомятся с городецкой и жостовской росписью.
В старшем дошкольном возрасте педагоги
знакомят детей с хохломской росписью, игрушками из разных видов материалов:
щепа, солома, папье-маше, береста, Гжельской и Псковской керамической посудой.
С
целью восприятия детьми образа изделия декоративно-прикладного искусства сначала
следует рассмотреть народную игрушку (можно использовать сказочных животных и
птиц, предметы народного творчества, выполненные из глины и дерева). Во время
рассматривания образца педагогам следует обращать внимание детей на элементы
росписи, на яркость, нарядность, узорчатость
изделий.
Яркие
впечатления производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в
произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из
цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету декоративные
жостовские подносы, семёновская расписная матрёшка.
С
целью расширения представлений о видах декоративно-прикладного искусства педагогам
следует провести беседу о мастерах-умельцах, о способах изготовления изделий
народного промысла, методах и приёмах нанесения росписи, материалах,
необходимых для работы.
Для
лучшего усвоения материала можно подготовить и использовать на занятии
презентацию со слайдами, на которых представлены яркие иллюстрации с изображением изделий
народного промысла. У детей такие занятия вызывают неподдельный интерес, они с
удовольствием рассматривают изделия, восхищаются красотой узоров и орнаментов, учатся
чувствовать неповторимое сочетание красок природы, что, безусловно, очень ценно
для развития эстетического восприятия.
Заинтересовать
детей помогают организованные в группах
выставки предметов народного декоративно-прикладного искусства. Как вариант,
можно создать мини-музей, вследствие
чего у детей появится возможность познакомиться с изделиями, игрушками,
рассмотреть их, узнать о многообразии видов. К созданию музея по декоративно-прикладному
искусству можно привлечь родителей воспитанников. Они помогут собрать коллекцию
народных игрушек и организовать экскурсию в мини-музей.
После
знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства и рассматривания
образцов игрушек у детей возникает желание передать красоту предметов народного
творчества посредством изодеятельности и попробовать себя в роли мастеров: нанести
орнамент на основу (можно использовать силуэты животных, образцы матрёшек) или
слепить из глины или солёного теста игрушку, а затем расписать её. Дети с удовольствием рисуют
орнаменты, которые включают в себя цветы, ягоды, листья. Эти элементы близки детям, так как во время прогулок они
вместе с педагогом часто наблюдают за природными явлениями, объектами живой и
неживой природы, отмечают многоцветие и многообразие форм, например, листьев, цветов
растений, учат видеть в окружающей природе красоту, любоваться ею.
Во
время занятий дети с большим удовольствием занимаются лепкой. Этот вид
деятельности вызывает у них интерес ещё и потому, что, во-первых, дети
используют в работе не пластилин, а глину или солёное тесто, во-вторых,
расписывают поделку, доводя её до совершенства, и, в-третьих, готовая работа
получается объёмной, её можно использовать в игровой деятельности.
Важно
подчеркнуть, что пластическая деятельность всесторонне развивает личность
дошкольников, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей, применяя
развивающие методы и формируя у них эстетические чувства. Поэтому каждый
ребёнок должен и способен почувствовать на таких занятиях творческую радость и
удовлетворение деятельностью.
В
конце занятий по изобразительной деятельности педагогам следует организовать
выставку детских работ, во время которой дети получат возможность рассмотреть
поделки и рисунки сверстников, высказать своё мнение, поделиться впечатлениями,
отметить достоинства и указывать на недостатки в работах, выразить своё
отношение к творчеству.
Необходимо
организовать педагогический процесс таким образом, чтобы дети имели возможность
приобщения к декоративно-прикладному искусству не только на занятиях, но и в
свободной самостоятельной деятельности, например, в утреннее или вечернее время. С этой целью в уголке ИЗО
педагогам следует приготовить для детей материалы и оборудование: это могут
быть технологические карты, образцы с элементами росписи с характерными
цветосочетаниями и декоративными элементами, силуэты дымковских барышень,
животных, заготовки на листах белой
бумаги с изображением платьев, фартуков, подносов для нанесения орнаментов и декоративных
узоров, баночки для воды, гуашь, краски, кисти разного размера, салфетки, палитры
для смешивания красок и получения необходимых оттенков, клеёнки, дощечки для
лепки, глина, стеки.
Таким
образом, в процессе ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством у
них происходит развитие эстетического восприятия, вкуса, дети приобщаются к
народной культуре, знакомятся с творчеством художников, изучают орнаменты,
учатся рисовать элементы и узоры на силуэтах барышень, животных, птиц и изделиях ручной работы.
Исходя
из этого, можно сделать вывод, что декоративно-прикладное
искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия на детей
дошкольного возраста и, несомненно, является основой для формирования их
духовного мира, эстетической культуры. Посредством ознакомления детей с
народным искусством у них развиваются
творческие способности, эстетическое чувство, умение видеть прекрасное,
отмечать красоту игрушек, предметов
декоративно-прикладного искусства, сделанных руками мастеров и художников. Дети
учатся чтить народные традиции, гордиться мастерами-умельцами.
Затронута нужная и важная тема по нравственому воспитанию! Сама писала диссертацию на похожую тему "Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста путём приобщения к искусству"
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена. Согласна, что тема важная.
ОтветитьУдалить