воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы

             Сформированность  нравственных ценностей  является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной.
Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и  доброты, но на практике, к сожалению, приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и  жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание  формированию у них духовно – нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание  к больным людям и  любовь к миру природы, желание беречь её и охранять.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились  в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Это можно сделать посредством чтения художественной литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира  неоценима. Благодаря им раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство,  затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок.
Необходимо доносить родителям воспитанников о значимости  чтения сказок детям. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой!
Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.
Ребёнок осмысливает  поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и добрый.
Именно таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит,  их смело можно использовать в  педагогической  практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей и принципов: «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала», «Мальчик с пальчик» и многие другие.
Во время чтения книг происходит развитие речи ребёнка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат  афоризмами, эпитетами, очень выразителен и  поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению дошкольников со сказкой можно использовать такие методы, как:
1.Чтение сказки, когда воспитатель читает текст.  Для лучшего понимания смысла сказки, для представления образа героев необходимо  использовать иллюстративный материал. Надо учить детей представлять в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
2.Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать показ сказки на фланелеграфе.  Для этого понадобятся персонажи сказок, выполненные из фетра или картона.
Для формирования восприятия сказки можно использовать такие приёмы, как:
1.Выразительность чтения. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и выразительна. Для этого можно использовать мимику, жесты, интонацию.
2.Повторное чтение. Сказки всегда интересны детям. Они с удовольствием слушают их повторно. При повторном чтении можно использовать модели.
3. Выборочное чтение. Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки из сказки.
4.Драматизация. Можно привлечь  детей. Дети выбирают себе героя сказки, входят в мир воображаемых обстоятельств, принимают  на себя роли сказочных героев, действуют в их образе, переживают, испытывают новые для них чувства.
5.Беседа. Цель беседы — уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной выразительности.  Необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев.
Также можно организовать творческие мастерские, предложить детям нарисовать, слепить, сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев, передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Общечеловеческие ценности прививаются детям и закладываются в их понятии  при знакомстве с пословицами и поговорками. Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл  поделён на части: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребёнку выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький».
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Описание животных  не только поэтично, но и образно: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?», «Кисонька – мурысонька, ты где была?», «Сорока - белобока кашку варила», «Пошёл котик на торжок» и т.д.
Необходимо у детей с раннего  возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить  эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи  и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.

6 комментариев:

  1. Очень полезное направление работы! Действительно, сколько ценного заложено в худ. литературе, но как мало ее читают детям. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наталья, за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Пример с "мальчик с пальчик" не считаю уместен: родители отвели детей в лес...Вам не кажется. Я за здоровую критику,не обижайтесь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв.
      Именно на примере сказки "Мальчик с пальчик" можно дискутировать с детьми о таких понятиях, как "хорошо" и "плохо", о добре и зле. Мальчик с пальчик, по мнению детей, герой.Он смелый,находчивый,думает о других, духовно богат.

      Удалить