Игра является ведущим видом
деятельности дошкольников.
Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения), формируются навыки общения со сверстниками.
Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения), формируются навыки общения со сверстниками.
Проблеме развития игровой
деятельности уделяли особое внимание такие педагоги-психологи, как
Н.Ф.Комарова, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова,
А.П.Усова,
А.В.Запорожец.
А.П.Усова,
А.В.Запорожец.
На протяжении длительного времени
руководство игровой деятельности остается важной проблемой в
дошкольной педагогике.
К трем годам у детей складывается условное предметное действие,
посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.
Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей
игровой деятельности:
- научить ребенка принимать игровую
роль и обозначать ее для партнера по игре;
- осуществлять специфические для роли
предметные действия;
- развёртывать ролевое взаимодействие-диалог;
- изменять в ходе игры ролевое
поведение и игровую роль в зависимости от сюжета;
- развивать игры детей с опорой на их
личные интересы.
Воспитатель может строить совместную
игру с детьми в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на
себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему
дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря
на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует
детей друг на друга.
Например, воспитатель начинает игру один. Берет в руки куклу: «Кукла
Даша плачет. Надо ее покормить. Сварю для куклы кашу». Затем вовлекает в игру
ребенка: «Саша, помоги мне, пожалуйста, покачай куклу Дашу, пока я варю кашу».
Девочка берёт куклу, жалеет её. Воспитатель убирает кастрюлю с кашей с плиты:
«Всё, каша готова. Пора кормить Дашу». Затем воспитатель втягивает в игру еще одну
девочку: «Катя, ты не поможешь мне накрыть на стол? Кукле Даше пора завтракать».
Девочка сервирует стол, накладывает кашу в тарелку. Затем воспитатель незаметно
выходит из игры, предоставляя детям возможность самостоятельно продолжить игру.
Важно, чтобы между детьми в игре было ролевое взаимодействие. Для этого
можно использовать такой прием, как внесение в игру игрушечного телефона. Можно
организовать игру взрослого с детьми в
«телефонный разговор». Игровые ситуации могут быть любые, например, разговор
мамы с дочкой, врача с больным пациентом. Сначала
воспитатель играет в «телефонный разговор»
с одним ребенком, а потом просит детей попробовать разыграть телефонный
разговор между собой.
Самостоятельная
игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора
соответствующего игрового материала.
Для обозначения условного игрового
пространства уместно использовать разнообразные ширмы-передвижки из картона или
складные деревянные рамы (маркеры игрового пространства). Ширмы могут
предоставлять собой туалетную комнату, кухню или мастерскую. Ими можно огородить
комнату в квартире или кабинет врача. На стены ширмы изнутри можно наклеить с
помощью липучек и накладных панелей - картинок газовую плиту, стол или ванну (в
зависимости от сюжета).
Для
складывающихся деревянных рам можно сшить из плотной ткани накидки, отражающие
разные виды транспорта, затем надеть на рамы сверху и закрепить с помощью
ленточек или тесьмы. Благодаря тканевым накидкам рамы смогут превратиться в
машину, в пароход либо в самолёт (по желанию детей).
В оснащении игровой среды
особое место отводится предметам-заместителям, которые могут восполнить недостающие сюжетные игрушки. Можно приобрести коробку, обклеить ее
цветной самоклеящейся бумагой, или купить пластиковый контейнер большого
размера, в которые можно положить различные пробки, кусочки поролона, меха,
деревянные брусочки, старые фломастеры, ленточки и т.д.
Воспитатель может
привлечь детей к изготовлению простейших атрибутов для игр. Например, вместе с
детьми можно сделать муляжи фруктов и овощей из солёного теста, глины, затем
раскрасить их.
Благодаря
правильному руководству сюжетными играми младших дошкольников игра проходит
большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до
развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации,
включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра
становится более самостоятельной и начинает носить творческий характер.
Наталья, очень полезный пост! Про телефон - спасибо! Чупа-чупсы -класс!
ОтветитьУдалитьСпасибо,Алёна,за комментарий.Приятно,что понравились наши атрибуты-чупа-чупсы, сделанные из бросового материала, к игре.
УдалитьНаталья, спасибо за интересный обзор темы!
ОтветитьУдалитьБлагодарю,Анна,за визит и оставленный отзыв.Тема игры актуальна всегда.
УдалитьЗдравствуйте, Наталья! У Вас преобразился блог! Неплохая идея использовать ширмы-передвижки. Да и внутри интересно обустроено. Люблю изучать продукцию "магазинов" Какие аппетитные сардельки...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нелли. Вы очень внимательны. Это приятно. Фотографии немного мелковаты, но Вы всё равно разглядели атрибуты и оценили. Спасибо.
УдалитьПопробую фотографии увеличить.
Наталья, просто замечательные атрибуты для игры, все такое классное и масштабное. Мои - в группе все муляжи из теста погрызли, конфеты из пластилина разворачивают и кусают, сейчас за пластмассовые муляжи принялись :) (как только не объясняли им, что не настоящие они, не помогает) А вы как с этим боретесь?
ОтветитьУдалитьСпасибо,Наталья,за отзыв.
УдалитьНаши малыши послушные и умные.Я не видела,чтобы они пытались грызть или пробовать по -настоящему на вкус муляжи. "Едим" понарошку.При этом использую метод личного примера, объяснения.И потом некоторые атрибуты делаем вместе с детьми. В процессе изготовления они видят, из чего мы их лепим (из теста, из глины), понимают, что они не съедобны.
А у нас всё равно даже дети подготовительных групп пробуют. :)
УдалитьДети настолько активны от природы, им свойственна любознательность, они должны познавать мир, интересоваться всем. Ну, как же не попробовать какой-либо муляж и не заглянуть внутрь него.
УдалитьНо повторюсь, что за малышами такого не замечаю. Воспитатель всегда рядом во время развития игровой деятельности с детьми младшего возраста. Он создаёт игровую ситуацию, помогает, участвует в игре, вовлекает в игру новых детей, наблюдает со стороны.Дети подносят ко рту пирожное или сосиску, имитируют, что пробуют, угощают других.
Наталья, как же я люблю всё, что касается сюжетно - ролевых игр. :) Как по мне, в их "пространстве" развивай и всё будет само собой развиваться. :) Очень мне импонирует Ваше понимание "игровых маркеров". Сама активно работаю в этом направлении.
ОтветитьУдалитьСпасибо,Екатерина,за отзыв и участие в небольшой дискуссии.Очень интересно Ваше мнение.
УдалитьНаталья,ваши атрибуты просто супер!!!Само заглядение!!!Как все замечательно и эстетично все атрибуты выполнены.Мне очень понравились ваши машины.Я сама тоже люблю делать и мастерить атрибуты для игр.
ОтветитьУдалитьСпасибо,Оксана.Мы стараемся создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры.
УдалитьНаталья, здравствуйте! Какой у Вас интересный и полезный блог! С большим удовольствием подписалась. С вашего позволения, стану Вашим постоянным читателем:)
ОтветитьУдалитьПриглашаю Вас и к себе в гости: мой блог
А еще присоединиться с этим и другими сообщениями к Галерее воображаемых игр
С уважением, Мария.
Наталья, извините, только увидела. Вторую ссылку поправила.
ОтветитьУдалитьГалерея воображаемых игр
Спасибо, Мария, за отзыв и приглашение. С удовольствием его принимаю.
ОтветитьУдалить