суббота, 17 октября 2015 г.

Организация сюжетно-ролевых игр с младшими дошкольниками

       Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. 
      Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения), формируются навыки общения со сверстниками.  
       Проблеме развития игровой деятельности уделяли особое внимание такие педагоги-психологи, как Н.Ф.Комарова, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 
 А.П.Усова, 
А.В.Запорожец.   
       На протяжении длительного времени руководство  игровой деятельности остается важной проблемой  в дошкольной педагогике.

   К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.
       Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей игровой деятельности:
- научить ребенка принимать игровую роль и обозначать ее для партнера по игре;
- осуществлять специфические для роли предметные действия;
- развёртывать ролевое взаимодействие-диалог;
- изменять в ходе игры ролевое поведение и игровую роль в зависимости от сюжета;
- развивать игры детей с опорой на их личные интересы.
      Воспитатель может строить совместную игру с детьми в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку,   т. е. ориентирует детей друг на друга.
    Например, воспитатель начинает игру один. Берет в руки куклу: «Кукла Даша плачет. Надо ее покормить. Сварю для куклы кашу». Затем вовлекает в игру ребенка: «Саша, помоги мне, пожалуйста, покачай куклу Дашу, пока я варю кашу». Девочка берёт куклу, жалеет её. Воспитатель убирает кастрюлю с кашей с плиты: «Всё, каша готова. Пора кормить Дашу». Затем воспитатель втягивает в игру еще одну девочку: «Катя, ты не поможешь мне накрыть на стол? Кукле Даше пора завтракать». Девочка сервирует стол, накладывает кашу в тарелку. Затем воспитатель незаметно выходит из игры, предоставляя детям возможность самостоятельно продолжить игру.
     Важно, чтобы между детьми в игре было ролевое взаимодействие. Для этого можно использовать такой прием, как внесение в игру игрушечного телефона. Можно организовать  игру взрослого с детьми в «телефонный разговор». Игровые ситуации могут быть любые, например, разговор мамы с дочкой, врача с больным пациентом. Сначала воспитатель играет в «телефонный разговор»   с одним ребенком, а потом просит детей попробовать разыграть телефонный разговор между собой.
      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
      Для обозначения условного игрового пространства уместно использовать разнообразные ширмы-передвижки из картона или складные деревянные рамы (маркеры игрового пространства). Ширмы могут предоставлять собой туалетную комнату,  кухню или мастерскую. Ими можно огородить комнату в квартире или кабинет врача. На стены ширмы изнутри можно наклеить с помощью липучек и накладных панелей - картинок газовую плиту, стол или ванну (в зависимости от сюжета). 
         Для складывающихся деревянных рам можно сшить из плотной ткани накидки, отражающие разные виды транспорта, затем надеть на рамы сверху и закрепить с помощью ленточек или тесьмы. Благодаря тканевым накидкам рамы смогут превратиться в машину, в пароход либо в самолёт (по желанию детей).

       В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям, которые могут  восполнить недостающие сюжетные игрушки. Можно приобрести коробку, обклеить ее цветной самоклеящейся бумагой, или купить пластиковый контейнер большого размера, в которые можно положить различные пробки, кусочки поролона, меха, деревянные брусочки, старые фломастеры, ленточки и т.д.       
Воспитатель может привлечь детей к изготовлению простейших атрибутов для игр. Например, вместе с детьми можно сделать муляжи фруктов и овощей из солёного теста, глины, затем раскрасить их.
        Благодаря правильному руководству сюжетными играми младших дошкольников игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится более самостоятельной и начинает носить творческий характер.


      


      

17 комментариев:

  1. Наталья, очень полезный пост! Про телефон - спасибо! Чупа-чупсы -класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Алёна,за комментарий.Приятно,что понравились наши атрибуты-чупа-чупсы, сделанные из бросового материала, к игре.

      Удалить
  2. Наталья, спасибо за интересный обзор темы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю,Анна,за визит и оставленный отзыв.Тема игры актуальна всегда.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья! У Вас преобразился блог! Неплохая идея использовать ширмы-передвижки. Да и внутри интересно обустроено. Люблю изучать продукцию "магазинов" Какие аппетитные сардельки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли. Вы очень внимательны. Это приятно. Фотографии немного мелковаты, но Вы всё равно разглядели атрибуты и оценили. Спасибо.
      Попробую фотографии увеличить.

      Удалить
  4. Наталья, просто замечательные атрибуты для игры, все такое классное и масштабное. Мои - в группе все муляжи из теста погрызли, конфеты из пластилина разворачивают и кусают, сейчас за пластмассовые муляжи принялись :) (как только не объясняли им, что не настоящие они, не помогает) А вы как с этим боретесь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Наталья,за отзыв.
      Наши малыши послушные и умные.Я не видела,чтобы они пытались грызть или пробовать по -настоящему на вкус муляжи. "Едим" понарошку.При этом использую метод личного примера, объяснения.И потом некоторые атрибуты делаем вместе с детьми. В процессе изготовления они видят, из чего мы их лепим (из теста, из глины), понимают, что они не съедобны.

      Удалить
    2. А у нас всё равно даже дети подготовительных групп пробуют. :)

      Удалить
    3. Дети настолько активны от природы, им свойственна любознательность, они должны познавать мир, интересоваться всем. Ну, как же не попробовать какой-либо муляж и не заглянуть внутрь него.
      Но повторюсь, что за малышами такого не замечаю. Воспитатель всегда рядом во время развития игровой деятельности с детьми младшего возраста. Он создаёт игровую ситуацию, помогает, участвует в игре, вовлекает в игру новых детей, наблюдает со стороны.Дети подносят ко рту пирожное или сосиску, имитируют, что пробуют, угощают других.

      Удалить
  5. Наталья, как же я люблю всё, что касается сюжетно - ролевых игр. :) Как по мне, в их "пространстве" развивай и всё будет само собой развиваться. :) Очень мне импонирует Ваше понимание "игровых маркеров". Сама активно работаю в этом направлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Екатерина,за отзыв и участие в небольшой дискуссии.Очень интересно Ваше мнение.

      Удалить
  6. Оксана Гуляева20 июля 2016 г., 18:06

    Наталья,ваши атрибуты просто супер!!!Само заглядение!!!Как все замечательно и эстетично все атрибуты выполнены.Мне очень понравились ваши машины.Я сама тоже люблю делать и мастерить атрибуты для игр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Оксана.Мы стараемся создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры.

      Удалить
    2. Спасибо,Оксана.Мы стараемся создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры.

      Удалить
  7. Наталья, здравствуйте! Какой у Вас интересный и полезный блог! С большим удовольствием подписалась. С вашего позволения, стану Вашим постоянным читателем:)
    Приглашаю Вас и к себе в гости: мой блог
    А еще присоединиться с этим и другими сообщениями к Галерее воображаемых игр
    С уважением, Мария.

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья, извините, только увидела. Вторую ссылку поправила.
    Галерея воображаемых игр

    ОтветитьУдалить