среда, 22 июля 2015 г.

Дидактическое пособие "Сенсорная юбка"

       Согласно ФГОС ДО «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего  мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе  и др.)»                                                                            
       Для  повышения эффективности сенсорного воспитания детей было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой,  доступной и безопасной. Я постаралась изготовить дидактическое пособие, опираясь на эти требования.
     Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, воспитателям  в  работе с  детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого.

Цель: обогащение сенсорных представлений посредством дидактических упражнений
Задачи:
·   формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам:  цвету, форме, размеру;
·   развивать мелкую моторику, внимание, зрительное, тактильное восприятие;
·   воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослым и сверстниками.
  Правила при изготовлении дидактического пособия
·   юбка должна быть сшита из тканей четырёх цветов: красного, зелёного, жёлтого, синего, на неё нашиваются:
- карманы, пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета, с колпачками от старых фломастеров на концах;
дополнительно в комплект входят: фигуры, изготовленные из линолеума, и прищепки 4-ёх цветов, цветы разного размера, также 4-ёх цветов;
·     юбка должна быть многофункциональна;
·     юбка должна быть обучающей и развивающей направленности;
·     юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям. 
      Дидактическое упражнение «Разноцветные прищепки»
Описание: понадобятся прищепки 4-ёх цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Их цвет должен соответствовать цвету атласных лент.
Задачи: учить устанавливать сходство предметов по  цвету, правильно называть цвет;
формировать умение сравнивать;
развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками, сначала рассматривают их, называют цвет.
На начальном этапе воспитатель учит детей нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Затем можно предложить прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету.
Можно разнообразить задание:
·  прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её);
·  чередовать прищепки по цвету;
·  на короткую (на длинную) ленту прикрепить, например, прищепки красного цвета (поинтересоваться, какого цвета выбрана лента) и т.д.
Вариантов игровых упражнений  может быть множество.
                Дидактическое упражнение «Сверни ленточку»
Описание: к юбке нашиты атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены футляры от фломастеров.
Задачи: формировать  умение сравнивать ленточки  по ширине, длине;
активизировать словарь детей: «длинная», «короткая», «короче», «длиннее», «широкая», «узкая», «шире», «уже»;
закреплять знание цвета;
развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Алгоритм проведения: все вместе рассматривают ленточки. Сначала обращают внимание на  цвет, воспитатель побуждает назвать цвет каждой ленточки; на ширину ленточек, предлагает сравнить путём наложения.
Затем воспитатель предлагает детям научиться сворачивать ленты и показывает, как это надо сделать, даёт возможность каждому ребёнку попробовать выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками.
После этого приглашает детей поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки».
Обращает внимание,  что быстрее всего дети сворачивают одни и те же ленточки, называют их цвет. Обсуждают, почему это происходит. Можно в сравнение натянуть 2-е ленточки, различные по длине, и сравнить, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, назвать их цвет.
             Дидактическое упражнение «Цветочная полянка»
Описание: к юбке пришиты пуговицы разного размера, дополнительно сшиты цветы из прочной ткани разного цвета и разного размера с петлёй  в середине.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, по их признакам:  цвету, размеру;
развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель показывает детям на цветные кармашки, из них дети достают цветы разной величины, определяют размер цветов, называют их цвет. Можно попросить ребёнка, чтобы он называл сразу 2 признака цветка, например, это большой зелёный цветок или это маленький жёлтый цветок.
Затем воспитатель предлагает оформить полянку. Дети прикрепляют цветы путём пристёгивания.
Можно предложить задание – прикрепить большие цветы к большим пуговицам, а маленькие  - к маленьким.
                    Дидактическое упражнение «Заплатки»
Описание: к юбке пришиты карманы, на каждом в середине пришит из белой ткани кусочек в виде геометрической фигуры.  Фигуры для заплаток вырезаны из линолеума, обклеены цветной самоклеящейся бумагой в тон цвету кармана.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам:  цвету, форме, правильно называть цвет, форму;
развивать зрительное восприятие;
активизировать словарь детей «круглая», «треугольная», «квадратная»;
воспитывать желание оказывать помощь.
Алгоритм проведения: воспитатель создаёт игровую ситуацию «Карманы у юбки разорвались», показывает детям карманы с дырочками и призывает к помощи. Дети соглашаются помочь - сделать на карманы заплатки. Все вместе рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг, крест, сердечко, хрусталик). Затем воспитатель раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат подбора: «синяя треугольная заплатка», «жёлтая круглая», «красная квадратная».
Можно, как вариант игрового упражнения, создать ситуацию, года заплатки пришиты неправильно «Помоги исправить ошибки». В этом случае фигурки из линолеума можно разложить на карманах без соответствия по цвету. Дети путём подбора изменяют неправильное решение и накладывают правильную заплатку.

 Дидактическое упражнение «Разложи цветы в кармашки»
Описание: понадобятся цветы, сшитые из прочной ткани, и карманы (и те, и другие разного размера, 4-ёх цветов).
Задачи: закреплять знание четырёх цветов;
формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам:  цвету, размеру;
развивать зрительное восприятие, координацию движений.
Алгоритм проведения: воспитатель приглашает детей рассмотреть цветы, назвать их цвет и размер. Можно предложить разложить цветы по группам в соответствии с цветом или в соответствии с размером.
Затем побуждает детей разложить цветы в карманы либо по одному признаку - размеру, либо по двум признакам - размеру и цвету.
Задание «Разложи цветы по цвету и размеру» считается выполненным правильно, если цветы полностью спрятаны в карманах. Если цветок выглядывает, то задание выполнено неверно, и надо предложить детям найти новое решение.

  

6 комментариев:

  1. Наталья, мне очень понравилась Ваша развивающая юбочка-коврик!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо,Наталья,за комментарий.Приятно,что пособие понравилось.Юбку, действительно,можно использовать по назначению и как развивающий коврик.

    ОтветитьУдалить
  3. Оригинальный вариант пособия. Понравилось упражнение с лентами и прищепками. спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада Вашему вниманию,Нелли.Спасибо за отзыв.

      Удалить
  4. Полезное, многофункциональное дидактическое пособие. Воспитателю удобно проводить индивидуальную работу с детьми в соответствии с интересами ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как вы правы,Светлана! Спасибо за комментарий.

      Удалить