четверг, 26 февраля 2015 г.

Развивающая игра «Кошки-мышки»

                    
«Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей»
                                                                                                    В.А. Сухомлинский

       Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.   В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм.
      Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
      Настольные развивающие игры – это не только интересное, но и полезное времяпрепровождение, которое позволяет  формировать у детей навыки межличностного общения, развивать логическое мышление, воображение, а также способствует всестороннему развитию личности ребёнка.    
     Характерные особенности таких игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу, которая тесно связана с программой и образовательными областями.
     Играя в настольную игру, дети учатся соблюдать правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент.
В комплект игры входят кошка, мышки, игральный кубик.
Игровая задача: педагог побуждает детей поиграть с кошкой и мышками, предлагает распределить роли. Все вместе обсуждают действия персонажей, приходят к выводу, что кошка догоняет, а мышки убегают.
Задачи:
-формировать сенсорное восприятие;
-совершенствовать умение действовать по сигналу;
-развивать внимание, ловкость, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-воспитывать интерес к настольным играм, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослым. 
                             
Процесс изготовления:
1. Чтобы сделать мышек, необходимо взять 6 крышек от пластиковых бутылок /цвет подобрать тот, который дети изучают по программе/, подобрать к крышкам по цвету пряжу. Проткнуть шилом в каждой крышке дырку, продеть в неё нитку пряжи длиной примерно 10 см, закрепить изнутри при помощи узелка. Оформить мышкам ушки, глазки, носик из самоклеящейся бумаги.
2. Взять пластмассовый кубик из строительного набора /если нет кубика готового, его можно сделать из картона/. Наклеить на каждую его грань квадраты из самоклеящейся бумаги того цвета, что и мышки.
3. Чтобы сделать кошку, надо взять пластиковую 1,5 литровую бутылку, отрезать низ, обклеить край с помощью цветной изоленты в целях безопасности. Оформить мордочку кошки можно с помощью самоклеящейся бумаги, цветного шпагата.

Игра удобна в хранении. Все составляющие элементы игры убираются в бутылку-кошку.
                             
Правила игры:
с помощью считалки можно выбрать одного ребёнка на роль кошки, второго - на роль водящего. Дети, выполняющие роль мышек, могут участвовать в количестве от 2 и до 6 человек. По сигналу (это может быть либо звуковой сигнал, либо зрительный) мышки убегают (дети дёргают их за хвостики), а кошка ловит мышек (ребёнок, держит бутылку - кошку за горлышко и пытается накрыть, т.е. поймать одну из  мышек).
Организация детей на игру:
педагог предлагает детям рассмотреть кошку, сделанную из пластиковой бутылки. Можно придумать ей кличку, например, Маруся. Если дети решают, что это кот, то кличка может быть, например, Васька. Педагог сообщает детям, что кот (кошка) любит играть и ловить мышей и предлагает детям проверить, насколько кот (кошка) ловкий, а мышки быстрые.

Описание игры:
1 вариант игры
Дети располагаются вокруг стола, на котором сидят мышки. Распределяют, кто из детей, какой мышкой будут управлять. Каждый ребёнок берёт свою мышку за хвостик. Выбирается ребёнок, который будет управлять котом, он держит рукой за верхнюю часть бутылки. Водящий бросает кубик. Все участники игры наблюдают, какой цвет выпадет.                           
После того, как выпадет определённый цвет кубика, мышка, этого цвета должна среагировать и убежать. За этим следит участник игры, который отвечает за эту мышку. Он дёргает мышку за хвост. Кошка же пытается поймать эту мышку.                         
Если кошка накрывает мышку, мышка считается пойманной. Пойманные мыши поочерёдно выбывают из игры.
2 вариант игры
Все роли распределяются между участниками игры.
Ребёнок, выполняющий роль кота, вслух произносит слова игры:
Я — красивый серый кот.
У меня — пушистый хвост.
Мышек очень я люблю,
Быстро всех я их ловлю.

Слова может произносить ведущий игры:
Ах, как мыши надоели!
Всё погрызли, всё поели.
Наша кошка выбегает и мышат всех догоняет.

По окончании мышки разбегаются, участники дёргают их за хвостики, а кот (кошка) пытается мышек поймать.

                        
Формы поощрения победителей:
Последняя мышка, оставшаяся в игре, становится победителем. Ей отводится роль кошки, и игра начинается сначала.



10 комментариев:

  1. Каждый раз убеждаюсь... что дошкольники очень креативны!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Какой кот превосходный получился! Обладая быстрой реакцией, вниманием, вряд ли попадешься ему в лапы.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, в ДОУ есть огромное поле для творческо-развивающей деятельности

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо,уважаемые коллеги,за отзывы.Очень приятно,что материал вас заинтересовал.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья,здравствуйте!
    Не перестаю удивляться Вашему мастерству - игра увлекательна, эстетична и практически бесплатна. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Жанна,за отзыв.Плюсом в изготовлении игр своими руками из бросового материала является то, что игры получаются оригинальные, в чём-то эксклюзивные,малозатратные.Дети всегда рады новизне игр.

      Удалить
  6. Добрый вечер, Наталья!Игра замечательная, ваши все работы отличаются оригинальностью.Каждый раз вы находите такую изюминку, в которой проявляете свое творчество!

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарю,Ирина,за отзыв.Очень приятно видеть Вас в блоге.

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья Валентиновна, здравствуйте! Спасибо за идею - утащила себе в норку ,как мышка! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада,если в целях развития детей идеей воспользуетесь.Малозатратно,а развивающий эффект игры велик и детям очень нравится.Спасибо за отзыв.

      Удалить